Last Train Home
Сразу скажу, что за обзор Last Train Home я взялся вовсе не потому, что люблю жанр тактических игр или обожаю сурвайвал-стратегии, где от холодной смерти твой отряд отделяет всего одно вовремя не собранное полено. Вовсе нет — главной причиной моего интереса стал сеттинг. Не каждый день чешские студии решают высказаться о такой неоднозначной теме, как приключения чехословацких легионеров в революционной России. Да еще и с претензией на достоверность, историчность и с припиской "основано на записках реальных участников тех событий". Умом я понимал, что геймеров наверняка ждет очередная развесистая клюква, но сердцем надеялся на чудо.И знаете что? Чудо свершилось! Чешская студия Ashborne Games действительно выдала глубокую тактическую стратегию, в которой уважительно отнеслась к историческому периоду и не стала делить стороны конфликта на добренькое добро и абсолютное зло, а вместо этого прописала психологически достоверную историю, в которой нет правых и виноватых...Что, поверили? Ага, щаззз. На самом деле вас ждет очередная история о большевиках, которые жрут младенцев на завтрак и не расстреляли абсолютно все население своей страны лишь потому, что им помешали белочехи. И я сейчас абсолютно серьезно.Главное, что вам нужно знать о Last Train Home — это то, что историчности в ней не больше, чем в фанфиках о Гарри Поттере, который изобрел машину времени и отправился в прошлое, чтобы помочь товарищу Сталину победить Ктулху. Сюжет игры стартует летом неустановленного года где-то в украинских степях, к западу от Москвы. Остатки чехословацкого легиона мирно катят в сторону Владивостока, чтобы уплыть к себе домой (да, они собрались в кругосветку, и да, это исторично), но по дороге решают купить припасов у мельника. А там — кровь, кишки, пожары и куча трупов. Недоумевающие белочехи заглядывают в соседнюю деревню, но находят лишь гору трупов побольше, а вдалеке замечают отряд красноармейцев, который бодро тащит куда-то в лес награбленное добро. Поздравляю, обучение закончено — теперь вы знаете, в кого и за что придется стрелять на протяжении всей игры. После такого вступления вам под бесконечный бубнеж персонажей о том, что необходимо "соблюдать нейтралитет и не ввязываться в конфликт между красными и белыми", предстоит:Спросить дорогу на одной из станций и заодно перебить кучу красноармейцев, которые геноцидили местныхПочинить забор в одной из деревень и убить кучу красноармейцев, которые пришли геноцидить местныхПомочь священнику вернуть церковные реликвии, убив кучу красноармейцев, которые их и украли. И геноцидили местныхУбить кучу красноармейцев, которые отобрали поместье у какого-то буржуя и геноцидят местных. Потом, правда, выяснилось, что буржуем был российский генерал, который завещал свои земли Советской власти, но это уже мелочиРазрушить тренировочный лагерь красноармейцев и убить кучу бойцов, чтобы потом получить благодарность от жен и матерей тех, кого вы убилиНа всякий случай убить кучу красноармейцев в каждом крупном городе, а то вдруг они начнут стрелять первыми или геноцидить местныхУзнать, что красноармейцы заставляют рабочих работать на заводах и убить их за это. Красноармейцев, конечно же, а не рабочихИ, наконец, убить кучу красноармейцев за то, что те решили раздать деревенским жителям бесплатное пиво. Потому что пиво отравлено. Нет, не красноармейцами, а другими деревенскими жителями, но это же не повод не убивать красноармейцев, верно?Да, все настолько топорно. Да, все это подается с серьезными минами и пафосным надрывом в голосе. И да, несмотря на отсутствие в игре русской озвучки, красноармейцы во время сражений болтают на чистейшем шварцнегерусском языке — то есть, кричат что-то вроде "О, ньет!", "Товарьищ!" и "Дьявольшчина!". В общем, сами видите — клюква в Last Train Home настолько сочная и развесистая, что прямо загляденье. Ну хорошо, скажете вы, про сюжет мы поняли. Но, может, в игре есть отличный геймплей, который перекроет все недостатки? Что ж, давайте разбираться.Технически вся игра делится на стратегический и тактический режим, причем какого-то явного перекоса в одну из сторон не наблюдается. В стратегическом режиме вам предстоит катить по рельсам на восток, время от времени останавливаясь, чтобы рассылать отряды на поиски припасов, заняться ремонтом или улучшить свои вагоны за ресурсы. Тут стоит сразу сказать, что выглядит стратегический режим очень атмосферно. Разработчики вполне могли обойтись двухмерной картой, но нет — вместо этого они прорисовали города и деревни, леса, озера и реки. По дороге вы повстречаете мелкие деревушки, крупные города и мегаполисы. Побываете даже в Москве, из которой какие-то негодяи сперли Кремль. Нет, серьезно, как можно было забыть нарисовать главную городскую достопримечательность? Причем в любой момент нахождения на глобальной карте можно приблизить камеру и полюбоваться на то, как ваш бронепоезд весело чух-чухает по рельсам, пока вокруг проносятся домики, деревья, станции и мосты. Геймплейно все это вообще ни на что не влияет, но смотрится здорово и неплохо скрашивает рутину.Кстати о рутине. Как я уже сказал, по ходу игры вам предстоит собирать ресурсы и тратить их на улучшение поезда. Особого разнообразия тут не ждите — каждый вагон можно утеплить, заткнув щели тканью и воткнув в угол печку (да, действие игры происходит летом, но чешские разработчики уверены, что в Сибири в это время уже лежат метровые сугробы) и увеличить его прочность. Другие апгрейды зависят от типа вагонов. Кухне, к примеру, не мешало бы увеличить количество мест для готовки, а казармам прокачать вместимость. Сразу стоит отметить, что прокачка всех этих элементов выглядит как минимум несбалансированной, а как максимум — сломанной. К примеру, у локомотива есть ряд улучшений, которые уменьшают вероятность поломки двигателя. Я их так и не прокачал, и знаете, сколько раз за всю игру у меня ломался двигатель? Правильно, ни разу. А у вагона-склада есть ряд апгрейдов, которые снижают шанс появления крыс. Вот только с грызунами я столкнулся всего раз, после перехода из одной локации в другую. И на то, чтобы избавиться от них, требуется пара секунд реального времени.Возможно, в дальнейшем прохождении все эти улучшения мне бы и пригодились. Однако в первые 15 часов (а именно столько я и провел в Last Train Home) почти все апгрейды, кроме вместимости вагонов-казарм, были так же необходимы, как пятая нога для собаки.В тактических операциях дела обстоят не лучше. На каждое такое задание вы можете отправить небольшой отряд максимум в десяток человек. В теории к формированию ударной группы надо подходить со всей ответственностью, ведь среди ваших бойцов есть не только обычные стрелки, но также снайперы, гренадеры, медики и пулеметчики. Все они обладают разным вооружением и своими сильными и слабыми сторонами. Но на практике почти всех легионеров можно переквалифицировать в стрелков, оставив по парочке представителей иных специальностей. А от пулеметчиков лучше и вовсе отказаться, ведь патроны для их пушек по какой-то странной причине стоят дороже пистолетных и винтовочных пуль, а расходуются со скоростью звука, так что уже через пару миссий эти бравые парни останутся у вас без боеприпасов.Геймплейно тактические схватки в Last Train Home ничем не отличаются от других представителей жанра. Вы водите бойцов по карте, шаритесь по кустам, занимаете укрытия за заборами и камнями, вырезаете красноармейцев по-тихому или вступаете с ними в перестрелки. ИИ врагов при этом слеп, глух и безмерно туп. Он не слышит стрелковый бой и взрывы буквально в 20 метрах от себя, может потерять из виду легионера, который прямо на его глазах присел в высокую траву, и представляет опасность лишь в том случае, если разработчики заботливо выдали ему артиллерийскую батарею, пулеметную позицию или бесконечное количество гранат.За прохождение миссий всем участникам начисляется опыт. Легионеру, повысившему уровень, можно прокачать характеристики и выдать новую профессию. У каждой специальности шесть уровней, на которых открываются уникальные пассивные или активные навыки, вроде тихих шагов или возможности отвлечь врага, кинув в его сторону камешек. Некоторые умения, впрочем, вызывают недоумения. Как вам, к примеру, точный выстрел у снайпера, ради которого ваш боец должен подойти к врагу едва ли не в упор? Впрочем, помимо боевых, у легионеров есть и множество "мирных" навыков — точнее, черт характера. Часть из них может дать вам больше добычи во время поиска припасов на глобальной карте. Еще часть открывает дополнительные реплики во время квестов (нет, речь не про выбор в диалогах — просто бойцы иногда вмешиваются в текстовый брифинг, чтобы высказать свое очень ценное мнение). А часть, кажется, и вовсе не нужна. Во всяком случае, за 15 часов игры верующие легионеры, легионеры-монархисты и легионеры-коммунисты (да, есть и такие) никак себя не проявили. В результате Last Train Home выглядит банально перегруженной механиками, которые не нужны даже на самой высокой сложности (которую я, кстати, и выбрал для прохождения). В игре есть множество уникальных расходников, вроде выпивки, еды, курева, стимуляторов и прочих вещей, но пользоваться вы ими практически не будете. Есть куча навыков у солдат, но при этом все проблемы решают стелс, гранаты и укрытие. Есть несколько видов ресурсов, половина из которых нужна только для бесполезной на первый взгляд прокачки поезда, а с другой половиной нет особых проблем. Еще раз напомню, что я провел в игре около 15 часов и прошел ее где-то наполовину — то есть, добрался до Омска (жду шуточек о том, что никто не может выбраться из Омска). Возможно, дальше игра раскрывается, а ненужные ресурсы и улучшения резко становятся важны. Но я в этом сильно сомневаюсь. Так что в итоге? А в итоге мы получили от Last Train Home очень красивую, атмосферную и ничем геймплейно не выдающуюся клюкву о приключениях белых и пушистых чехословаков в стране красного террора. Если вы соскучились по подобным историям, хотите посмеяться над фантазиями разработчиков или на полном серьезе считаете, что так оно все и было, то можете обратить на игру внимание. В любом другом случае лучше проходите мимо.Last Train Home выйдет 28 ноября на PC.